Нейропсихология – наука о биологических причинах психических явлений.

Поведение детей можно рассматривать с разных сторон, нейропсихология предлагает взглянуть на него сквозь призму биологии. У детей лимбическая система и кора головного мозга развиты недостаточно, что объясняет разницу в поведении малышей и взрослых.

Родителям часто не хватает терпения спокойно реагировать на эмоциональные качели своих крох. Нейропсихология объясняет, почему дети ведут себя так или иначе, а главное, почему они не способны вести себя так, как хочется взрослым. Нередко этого достаточно, чтобы принять малыша со всем спектром его непредсказуемых эмоций.

Развитие мозга и поведение ребенка

Мозг развивается постепенно. У детей наиболее активны ствол и средний мозг, а у взрослых – лимбическая система и префронтальная кора. При таких разных исходных данных поведение и даже восприятие не могут быть одинаковыми.

Более того, структуры мозга развиваются неравномерно. За глубину и разнообразие эмоций отвечает лимбическая система, а за осознание и самоконтроль – префронтальная кора. Угадайте, которая из них развивается у детей первой, а какая за ней еле поспевает?

Нетрудно догадаться, что дозревание лимбической системы, а значит эмоций, опережает развитие префронтальной коры и способности свои эмоции контролировать. Именно поэтому бессмысленно спрашивать малыша, почему он плачет или злится. Он не может, да и не должен знать ответа.

Вишенка на торте в том, что участки головного мозга в период активного развития наиболее восприимчивы к внешнему воздействию. Усталость и невнимательность родителей, неосторожность педагогов включают эмоциональный газ. При недоразвитых тормозах то, что с точки зрения взрослых является мелочью, в глазах ребенка разрастается до масштабов катастрофы.

Как помочь ребенку?

Если с эмоциональной педалью газа дети и родители ничего не могут поделать, то научить малышей притормаживать – задача вполне посильная. Для этого важно создать определенную атмосферу.

Создайте безопасное пространство для проявления эмоций без стыда

Современным родителям непросто создать его для ребенка, ведь нужно многое успеть в разных сферах жизни. Ребенок ощущает одиночество в двух случаях:

  • когда у родителей нет на него времени и воспитание полностью делегируется бабушкам, няням, садику;
  • когда родители, особенно мамы, целиком посвящают себя материнству.

Одиночество приводит к выбросу гормонов стресса, ребенок становится неспокойным, а его иммунная система – уязвимой. Важно держаться золотой середины и не забывать проявлять любовь через совместные разговоры, прикосновения, объятия. Проводить время вместе качественно, даже если его немного, но завязывать всю свою жизнь на ребенке – не в интересах ребенка.

Давайте возможность пробовать и ошибаться

Поддерживайте стремление ребенка самостоятельно что-то делать, при этом акцентируйте внимание на усилиях, а не на результате.

Похвала крайне важна с позиции биологии, ведь ее сопровождает выработка окситоцина и опиоидов, которые приносят облегчение в случае неудачи.

Важно четко понимать, кто в паре родители-дети взрослый:

  • установить теплый контакт и близкие отношения,
  • снять эмоциональное напряжение,
  • быть гибким и способным находить компромисс

все это – ответственность родителей, а не детей!

Будьте строги

Границы – необходимое условие для благополучного эмоционального развития и психологического комфорта ребенка. При этом все требования важно ребенку объяснить – что конкретно он должен или не должен делать и почему.

Строгость должна быть понятна и сочетаться с любовью и поддержкой. В противном случае ребенок будет испытывать стресс, а длительное воздействие кортизола и адреналина ухудшит его память и способность обучаться.

Любые замечания ребенку нужно делать от себя, высказывать личное мнение, а не прятаться за чей-то авторитет. Делать это нужно только наедине, без свидетелей. Общаясь с ребенком, смотрите на него, чтобы он был уверен, что для вас его слова важны. Старайтесь понять, вслушивайтесь в мельчайшие детали, слышьте каждое слово.

Наказывайте, но правильно

Наказание необходимо, чтобы выстроить четкие границы, без которых ребенок будет чувствовать себя растерянным и беззащитным. Однако наказывать нужно осторожно, придерживаясь некоторых принципов.

4 правила наказаний:

  1. Наказание должно соответствовать вине. Если ребенок сломал игрушку, а его наказывают отсутствием близости или запретом на мультики, он не поймет смысла произошедшего. Нельзя наказывать за сделанное случайно!
  2. Между проступком и наказанием должно пройти мало времени, если оно упущено, лучше вообще не наказывать.
  3. Наказание должно быть четко ограничено во времени.
  4. Придумайте ритуал выхода из наказания – какое-то символическое действие должно демонстрировать сохранение хороших отношений.

Не подкупайте! Это всегда плохая идея

Подкуп – это психологический костыль, чреватый плохими последствиями для взрослой жизни подросшего ребенка. Когда взрослые переключают ребенка от слез и капризов сладостями и подарками, они формируют привычку получать успокоение из внешнего мира.

Во взрослом возрасте эта зависимость никуда не денется, и вместо проживания проблем взрослые, с детства привыкшие к подкупу, будут утешаться едой и алкоголем. Так формируется зависимость еще более серьезная.

Единственный выход – сызмала приучать ребенка искать решения эмоциональных проблем внутри себя, а не снаружи. Слушайте ребенка, объясняйте, ищите компромисс, но не идите простейшим путем подкупа.

Используйте эмоции, чтобы сблизиться

У «отрицательных» эмоций много положительных моментов, один из них – потенциал сближения. Недовольство ребенка позволяет родителям лучше узнать его потребности.

Если родителям достанет терпения позволять малышу любые эмоции и не впадать в истерику от неидеального поведения, а вместо этого они сами будут делиться своими чувствами – это лучше любых объяснений научит детей, что все эмоции важны и среди них нет плохих.

 

Книга об эмоциях Анны Льенас – дополнительный инструмент, который поможет родителям формировать у ребенка новую эмоциональную культуру счастливого человека. Постепенно она приходит на смену традиционной, при которой человек должен быть комфортным для остальных, несмотря на собственные чувства.

Книга «Монстрик та його кольори» учит детей с трехлетнего возраста, что все эмоции нужны и важны, но они должны быть в порядке. Упорядочить эмоции можно по-разному, один из способов – арт-терапия. Поэтому Анна Льенас создала также раскраску, играя с которой дети смогут лучше разобраться со своим внутренним миром. Кроме того, она очень красивая.