Социальные навыки – это способности человека общаться и взаимодействовать с другими людьми любым способом. Речь не только об общении с помощью речи, но и жестов, языка тела, интонации, даже о внешнем виде человека.

Формирование социальных навыков начинается примерно в трехлетнем возрасте и называется социализацией детей. Как взрослые могут помочь ребенку успешно влиться в общество и уверенно занять в нем свое место?

Для чего нужны социальные навыки и умения?

Ни один человек не способен жить вне общества. Даже отшельники в определенной степени зависят от других людей, хотя и не стремятся к успеху. Любые достижения тесно связаны с социализацией.

Это утверждение хорошо иллюстрирует пример вундеркиндов – маленьких гениев, которым повезло родиться с необычайными умственными или творческими способностями. В силу ряда причин одаренные дети растут достаточно изолированно от сверстников, и эта изоляция сохраняется на протяжении жизни и мешает достигать успеха, несмотря на таланты.

Трагедия, если гениального программиста не хотят брать в большие проекты из-за его неумения договариваться, идти на компромиссы, объяснить свое мнение и понять других. В этом случае его одаренность не реализуется в полной мере.

Нельзя надеяться, что ум или творческое дарование сами по себе проложат ребенку дорогу в жизни. Вот почему социализация одаренных детей важна не меньше, чем их «обычных» сверстников.

Социальные навыки ребенка – билет к счастью

Лучший ответ на вопрос, что такое социальные навыки и для чего они нужны дало самое длительное в истории исследование счастья, длившееся 75 лет.

Ученые наблюдали за жизнью 750 людей разного происхождения и социального статуса, чтобы выяснить, что делает их счастливыми или наоборот. Они выяснили, что счастливы были люди, имевшие близкие отношения, социально интегрированные. Без этого условия ни карьера, ни достижения или приобретения не способны осчастливить.

Этот вывод выглядит банальным только на первый взгляд. Если развитие социальных навыков ведет к счастью, а их отсутствие делает несчастным, почему все люди стремятся, прежде всего, к достижениям? Очевидно к простой истине о важности социальных межперсональных навыков стоит присмотреться внимательнее.

Основные социальные навыки: что конкретно нужно развивать?

До обсуждения методов современной социализации детей нужно четко определить, о чем речь и что конкретно нужно развивать.

Основные социальные навыки ребенка, это:

  • умение себя подать – приветствовать, презентовать себя перед новыми людьми, в незнакомом коллективе;
  • навык управлять своими эмоциями, голосом, сохранять спокойствие в различных ситуация;
  • искренность;
  • умение вести разговор;
  • навыки поддержания позитивного имиджа в коллективе;
  • умение адекватно реагировать на мнение о себе: принимать комплименты, отвечать на критику.

Развитые социальные (межперсональные) навыки – это харизма, привлекательность для разных людей, обаяние. Люди не всегда могут объяснить, чем их притягивает другой человек. Привлекательность часто выглядит почти как магия, хотя на самом деле является результатом развития социальных навыков у детей.

Взрослые люди также могут развивать свои социальные навыки и достигать в этом определенного успеха, но наиболее эффективна социализация детей с дошкольного возраста.

Социальные навыки дошкольников

Как только ребенок осознает себя отдельным субъектом окружающего мира, он начинает усваивать социальные роли и приобретать жизненные навыки. Делает он это с помощью подражания.

Сколько бы мама не учила не повышать голос, если она сама в стрессовой ситуации кричит – малыш будет реагировать так же. Как бы отец не мотивировал сына самостоятельно решать свои проблемы (подойди к мальчикам, попроси у них сам) – малыш будет нерешительным, если его отец в определенных ситуациях пасует.

Поведение близких взрослых ребенок считывает подсознательно и усваивает на всю жизнь.

Социализация детей в игре происходит после 4 – 5 лет, когда усиливаются горизонтальные связи между детьми и приходит время разыгрывания ролей. В них дети оттачивают навыки взаимодействия со сверстниками, и в этом процессе чрезвычайно важна реакция взрослых.

Задача родителей – дать качественную обратную связь. Не «всегда быть на стороне ребенка», как сейчас модно, но и без излишней критики – в обоих этих случаях родители становятся искривленным зеркалом, вместо того, чтобы отражать реальность. Взрослые должны объяснять, как и почему нужно себя вести в тех или других ситуациях, где ребенок прав и как нужно поступить, а где не прав и что с этим делать. Это и есть основа социализации детей старшего дошкольного возраста.

Гендерная социализация детей

Родители, которых воспитывали в стиле «ты же мальчик – не плачь, ты же девочка – уступи» с собственными детьми могут удариться в другие крайности: «Ты можешь все, невзирая на гендер». Как всегда, истина где-то посредине.

Гендерные ограничения такой же факт, как и половые различия. Отрицая их, вы не только не поможете ребенку приспособиться к жизни в обществе, но и помешаете. Конечно, тактика «мальчики (девочки) должны…» отжила свое. Эффективная социализация предусматривает четкое понимание реальной картины: если я девочка или мальчик, каковы мои преимущества и ограничения?

Социализация детей в школе

Социализация детей младшего школьного возраста связан с первой важной задачей в жизни – учиться. В школьном коллективе ребенок займет свое место и получит роль – станет популярным или хулиганом, середнячком или вообще аутсайдером. Эта роль на 99 % зависит от предыдущего этапа социализации и на 1 % от обстоятельств.

Задача родителей – помочь ребенку приспособиться к новым условиям и не создавать дополнительный стресс, даже если что-то пошло не по плану.

Ваш ребенок достаточно хорош для Вас даже тогда, когда у него не получился успешный старт в обучении или школьной жизни. Только с такой позиции можно изменить любую ситуацию на пользу ребенка.

Варианты действий, когда социализация детей школьного возраста не выглядит успешной:

  • исключить психологическую, эмоциональную, когнитивную неготовность к школе (психолог, дефектолог);
  • исключить психологические проблемы и неврологические нарушения (психотерапевт, невролог, психиатр);
  • решить проблемы, влияющие на уверенность в себе и отношение со стороны одноклассников – преодолеть привычку ковыряться в носу, поставить звуки, которые ребенок не выговаривает, купить модную оправу для очков (родители, логопед, дефектолог, другие специалисты в зависимости от ситуации);
  • ненавязчиво разговаривать с ребенком, если не хочет говорить – не давить, а использовать другие методы (игра, рисование, заполнение дневника эмоций и так далее);
  • не оставлять ребенка наедине с его проблемами – помогать искать решение для каждой ситуации, какой бы она не казалась незначительной с позиции взрослого человека.

Успех развития социальных навыков в процессе обучения во многом зависит от уровня взаимодействия между учителем (администрацией) и родителями. Если родители не снимают с себя ответственности, а учителя искренне заинтересованы помочь ребенку приспособиться к новым обстоятельствам – любую ситуацию можно привести к успеху.

Экономическая социализация детей

Это архиважный этап воспитания, который станет (или нет) фундаментом будущей финансовой грамотности. Экономически социализированный ребенок не станет взрослым, потратившем все деньги на развлечения и вынужденным залезать в долги или кредиты. Также он не будет всю жизнь копить, отказывая себе в любых радостях.

Основы экономического развития в детстве:

  • карманные деньги дадут родителям возможность отследить отношение ребенка к деньгам и откорректировать его у истоков становления финансовой культуры;
  • приобщая ребенка к семейному бюджету, родители научат, откуда берутся материальные блага и дадут понять ценность денег в принципе.

Не стоит платить ребенку за помощь по дому, ведь забота друг о друге – необходимое условие близких отношений, а не способ заработать. Это же касается обязанности учиться. Другое дело – помощь соседке или любая другая работа «на стороне», которую ребенок сможет выполнить самостоятельно или с помощью родителей и получить за это деньги.

Социализация детей с особыми потребностями

Каждый ребенок особенный и уникальный, но некоторые нуждаются в большей заботе и помощи. Адаптация к обществу таких мальчиков и девочек зависит от небезразличия окружающих взрослых – родителей и педагогов. Именно от нее во многом зависит принятие сверстников.

Стратегия и конкретные действия в каждом случае зависят от самого ребенка – его потребностей, диагноза, особенностей характера, мотивации и так далее. Если для такого ребенка есть возможность учиться в обычной школе, это будет способствовать общей приспособленности к жизни. При этом чрезвычайно важно обеспечить условия, при котором обучение будет комфортным как для самого ребенка, так и для других детей.

В Украине есть успешный опыт социализации детей-сирот, которые посещают обычную школу, живя в детских учреждениях. Это сокращает разрыв между детьми, оставшимися без опеки биологических родителей, и сообществом ровесников.

Конкретные действия по социализации детей с особыми образовательными потребностями зависит от причин, которые не дают ученику осваивать школьную программу вместе с одноклассниками. Независимо от обстоятельств, в этом случае необходима индивидуальная работа с ребенком – с родителями, педагогами или другими специалистами.

Готовность к жизни в обществе в детстве – условие глобального счастья в течение всей жизни.

 

«Монстрик іде до школи» + «Щоденник Монстрика» – комплект для формирования социальных навыков у детей 5 -7 лет