Навигация по статье:

Понятие эмоционального интеллекта появилось еще в Древней Греции, где считали, что мудрый человек сочетает в себе ум, логику и эмоции. Затем он неоднократно исследовался ученым Чарльзом Дарвином, психологом Говардом Гарденером и другими. А благодаря журналисту Дэниелу Гоулману, написавшему книгу “Эмоциональный интеллект” в 1995 году, этот термин стал особенно популярным.

Что же такое эмоциональный интеллект? Это набор навыков для распознавания своих чувств и эмоций других, понимания намерения, желания и мотивацию. Также это умение управлять своими эмоциями для быстрого и более оптимального решения жизненных задач.

Тот, кто занимается развитием эмоционального интеллекта, сможет в будущем найти себе достойное место. Такие люди показывают лучшие результаты в жизни и на работе, им проще принимать решения и брать на себя ответственность. Высокий уровень эмоционального интеллекта понадобится тем, кто хочет занимать руководящие должности.

Понятие эмоционального интеллекта большей частью появилось тогда, когда классические тесты на уровень IQ (коэффициент интеллекта) не смогли спрогнозировать намерения и поведение человека. В отличие от IQ, EI (эмоциональный интеллект), можно и даже нужно развивать.

К сожалению, не существует точного способа определить уровень эмоционального интеллекта, но Дэниел Гоулман предложил основные черты, которые отвечают за эту способность:

  • Самосознание. Это умение понимать свои эмоции;
  • Владение собой. Управление эмоциями – это не их угнетение, а подлинное осознание, проживание и анализ. Человек должен научиться сохранять эмоциональный баланс даже в критических ситуациях;
  • Социальное сознание, эмпатия. Понимание потребностей других людей;
  • Управление взаимоотношениями. Это умение наладить контакты и взаимодействовать с окружающими людьми.
  • Мотивация. Понимание того, что побуждает человека к тем или иным действиям и поведению.

Психологи считают, что чем раньше человек начнет развивать в себе эмоциональный интеллект, тем лучше и быстрее он сможет начать жить полноценной и целостной жизнью. Лучшим периодом для усвоения, конечно, является детство.

Эмоциональный интеллект ребенка, особенности эмоционального интеллекта детей и почему это важно?

pexels photo 3661452

Почти тридцать лет назад психологи Питер Саловей и Макс Мейер доказали, что чувственная сфера напрямую влияет на внимание, память, способность к обучению, умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

А психологи Орегонского университета добавили, что ученики с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичные.

Когда же начинать развивать эмоциональный интеллект у детей? Этим можно начать заниматься с 2-х лет, когда ребенок уже понимает основные чувства: печаль, радость, злость и т.д. Для гармоничного развития, малышу нужно чувствовать себя в безопасности. Таким образом, для того, чтобы начать учить ребенка понимать свои эмоции, взрослым необходимо показывать положительный пример уравновешенности и стабильности с самого его рождения.

За развитие эмоционального интеллекта детей отвечают, в первую очередь, родители и воспитатели. Когда ребенок чувствует бурю эмоций, с которыми не может быстро справиться, именно в такие минуты ему нужно быть рядом с надежным взрослым. Если мы покажем свой покой в ​​сложной ситуации с ребенком, он поймет, что ничего страшного не происходит, все под контролем.

Необходимо давать ребенку проявлять абсолютно все свои эмоции, ограничивая только нежелательные действия, которые могут навредить ему или окружающим. Вместо того, чтобы отправлять малышей «подумать над своим поведением» и оставлять его наедине со своими страшными переживаниями, взрослым необходимо дать понять, что ребенка слышат, ему сочувствуют и помогут. В такой ситуации лучшим будет занять ребенка, помочь успокоиться и попрактиковать «Я-месседжи». Например: «Я понимаю, что ты расстроился, ведь хотел бы еще поиграть, но пора спать. Давай вместе уложим спать твои игрушки, а потом и ты ляжешь ». Объясняйте и учите ребенка тогда, когда он уже пережил эмоции и может слушать спокойно.

Родителям также следует анализировать, что привело к взрыву чувств и «плохому поведению». Ведь за каждой детской истерикой кроется четкое сообщение: «Помогите мне». Необходимо понять, что, например, когда ребенок не хочет идти в садик, это просто означает, что он хочет побыть вместе с мамой, поиграть с ней. В таком случае необходимо дать ему понять, что вы это услышали и договориться, что поиграете с ребенком вечером. Угрозы, крики и обвинения не дадут такого результата, как теплые объяснения.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Известно, что книги тренируют и развивают мозг. Возрастая с книгами, ребенок приобретает привычки и умения к критическому мышлению, анализу, осмысленным и правильным действий. Такие дети вырастают сильными и уверенными в себе личностями.

Именно поэтому, издательство “Каламар” предлагает необычные книги, которые смогут развить у детей эмоциональный интеллект и позволят родителям лучше понять своих детей. Книги «Монстрик і його кольори», “Монстрик іде в школу”, «Велику книгу суперсил», «Це ж не джунглі!» от издательства “Каламар” созданы психологами и арт-терапевтами. Авторы Анна Льенас и Сусанна Исерн считают, что именно такие книги смогут помочь и разъяснить детям различные оттенки эмоций.

Книги по эмоциональному интеллекту

Существует множество методик, упражнений и книг, которые помогут с этим. Вот несколько книг по эмоциональному интеллекту:

Чтобы поднять самооценку ребенка, можно выбрать «Велику книгу суперсил», где описаны различные истории совершенно разных детей. Каждый сюжет раскрывает таланты, о которых взрослые могут даже не задумываться – «любознательность», «внимательность», «математика» или «рассказ историй». Именно эта книга сможет показать ребенку, что мы все абсолютно уникальные, талантливые и можем достигать того, что хочется. Это придаст уверенности малышу и откроет ему новые возможности.

«Велику книгу суперсил» следует читать вместе, пристально присматриваясь к каждой суперсиле или сильной стороне, которая является характерным признаком персонажа. В частности, можно представить концепцию силы и уточнить другие термини, которые не все дети будут понимать – как вот настойчивость, оптимизм, адаптация и тому подобное. Можно обсудить, знают ли они кого-то, кто имеет какую-то из этих сильных сторон, или кто из них самих даже обладает этими талантами. Следует пояснить, что у каждого из нас есть уникальные и особые черты личности: то, что мы делаем хорошо и с удовольствием; или есть определенные физические свойства, которые нам нравятся.

Книга «Це ж не джунглі!» в шутливой форме легко научит ребенка выполнять бытовые дела и наладить режим в спокойной гармоничной атмосфере.

Книга научит самостоятельно выполнять домашнюю работу, которая ему по силам. Таким образом, он будет чувствовать себя значимым и важным в своей семье.

А чтобы лучше наладить взаимопонимание, можно вместе раскрасить монстрика, который попадает в различные жизненные ситуации в раскраске «Монстрик і його кольори».

Она стала продолжением серии одноименной книги. Автор Анна Льенас предлагает изобразить каждую эмоцию соответствующим цветом: черный – страх, зеленый – спокойствие, синий – печаль, красный – гнев, желтый – радость.

Особого внимания заслуживают новинки издательства “Каламар”, которые уже так ждут те, кто ознакомился с серией о монстриках. Книга “Монстрик іде в школу” и “Щоденник монстрика” раскроют тему и чувства, с которыми сталкивается каждый ребенок, который впервые идет в школу. На примере главного героя, ученики поймут, чего можно ожидать от школы, как подготовиться к ней.

Вместе с родителями можно заполнить “Щоденник монстрика”, где предлагается указать особые, интересные, грустные, радостные моменты дня. Благодаря дневнику родители лучше поймут, что беспокоит ребенка, как ему помочь разобраться с чувствами и откроют возможность к откровенному разговору. Таким образом, можно не только весело, но и полезно провести время вместе с ребенком, познавая его чувства, раскрывая новые грани его личности.

Упражнения на развитие эмоционального интеллекта

Психологи отмечают, что люди с низким уровнем эмоционального интеллекта чувствуют себя неуверенными, часто себя критикуют и не могут полноценно общаться с окружающими. Поэтому существует много упражнений на развитие эмоционального интеллекта у детей. Вот несколько из них:

1) Как мы видим других?

Каждый ученик получает задание нарисовать на картоне звезду и наклеить на нее свое фото. После этого учитель собирает звезды, чтобы все дети могли на обороте написать суперсилу, которой, по их мнению, обладает другой. После завершения этой активности каждый ученик получает свою звезду и бумагу, которую мы отложили. Дети должны самостоятельно прочитать, что их одноклассники о них написали. Ученики садятся в круг и по очереди зачитывают вслух суперсилы, которые им присвоили их одноклассники. После происходит обсуждение: согласны ли они с мнением других о себе, было что-то написано случайно, наугад и тому подобное. Следует поощрять оживленное общение и побуждать детей к разнообразию мнений.

2) Что я чувствую сегодня

Ребенок выбирает одну эмоцию дня. Для этого можно распечатать любимого персонажа, который показывает основные эмоции. Пусть ребенок начнет рассказ: «Сегодня я чувствовал радость / злость / грусть и т.д., когда …». Это упражнение учит не бояться своих эмоций и сознательно принимать их.

3) «Я удивлюсь, если …»

Суть заключается в том, что взрослый придумывает короткие ситуации, которые могут вызвать удивление. Например: «Я удивлюсь, если ты разрисуешь себе руки. Я удивлюсь, если ты пойдешь спать утром. Я удивлюсь увидеть мяч в своей сумке … ». Это упражнение позволит потренировать изобретательность, понять что такое «ожидаемое» и «неожиданное», а также изрядно развеселит.

4) Шесть эмоций

Посоревнуйтесь с ребенком у кого лучше получается изобразить эмоции на лице. Показывайте гнев, радость, печаль, страх, интерес, удивление и т.д. Также можно предложить ребенку угадать, что именно вы показываете. Таким образом он видит различные проявления чувств и сможет распознать их у других людей.

5) Прозрачные банки или коробки с эмоциями

Нужны шесть банок или ящиков. Отметьте каждую банку эмоцией и цветом. Кроме того, подготовьте лоток, где они могут оставить записку или рисунок эмоций, которые они испытывают в течение определенного периода времени (неделя или пятнадцать дней). Затем необходимо получить изображения, котрые четко передают различные эмоции или чувства. Можно попросить детей принести фотографии из дома того, кто злой, счастливый или грустный, или вырезать изображение из журнала, или даже нарисовать сами изображения. Последним шагом является размещение каждого изображения в соответствующем банке так, чтобы каждое из них был четко идентифицирован.

Эти и многие другие упражнения описаны в специальных пособиях, созданных к книгам “Це ж не джунглі!”, “Велика книга суперсил” и “Монстрик і його кольори”. Хотите получить их бесплатно? Оставьте нам свой e-mail и мы с радостью отправим вам.

Ученые пришли к выводу, что эмоциональный интеллект очень важен для полноценной и сознательной жизни каждого взрослого и ребенка. Сознательная личность – это прежде всего человек, который развивает в себе эмпатию, коммуникативные навыки, самопознаёт себя и чувствует баланс и внутреннюю гармонию через развитие эмоционального интеллекта. Давайте воспитывать следующие поколения счастливыми!

Книги по емоційному інтелекту

zoshyt ss title 623x800 2 273x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Зошит Суперсил

Сусанна Исерн
180 ГРН
vkssk 797x1024 obkl2 272x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Велика книжка Суперскарбів

Сусанна Исерн
280 ГРН
vkss 797x1024 obkl2 272x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Велика книжка СУПЕРСИЛ

Сусанна Исерн
250 ГРН
Хит продаж
m ide do shk obkl 2 341x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Монстрик іде до школи

Анна Льенас
200 ГРН
shchodennyk monstr obkl 03 297x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Щоденник до книги «Монстрик іде до школи»

Анна Льенас
250 ГРН
M R Cover03b 235x300
Книги об эмоциональном интеллекте

Монстрик і його кольори (розмальовка)

Анна Льенас
130 ГРН
M Cover03a 1 300x300
Книги об эмоциональном интеллекте

Монстрик і його кольори

Анна Льенас
200 ГРН
Хит продаж
vkssk zoshss 883x1024 2 302x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Велика книжка Суперскарбів + Зошит Суперсил

460 ГРН
414 ГРН
potriinii komplekt 883x1024 02 302x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Велика книжка Суперскарбів+Велика книжка Суперсил+Зошит Суперсил

710 ГРН
639 ГРН
superskarbisupersili 883x1024 02 302x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Велика книжка Суперскарбів + Велика книжка Суперсил

530 ГРН
477 ГРН
vkss zoshss 883x1024 1 302x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Велика книжка Суперсил + Зошит Суперсил

430 ГРН
387 ГРН
midshkoly shchodennyk tytul 02 1 302x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Монстрик іде до школи + Щоденник Монстрика

450 ГРН
360 ГРН
monstrik i kolori set 302x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Монстрик і його кольори + Розмальовка

330 ГРН
297 ГРН
super silidzhungli 302x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Велика книга Суперсил + Це ж не Джунглі

450 ГРН
405 ГРН
midshkoly shchodennyk tytul 02 302x350
Книги об эмоциональном интеллекте

Монстрик іде до школи + Щоденник Монстрика

450 ГРН
405 ГРН

Для более подробной информации смотрите наш вебинар “Что такое эмоциональный интеллект, как и для чего его развивать ?: