Издательство «Каламар» создает необычную детскую литературу. Значительную часть наших книг написали психотерапевты и исследователи эмоций, заложив в них потенциал качественных изменений в жизни малышей. Миссия развития эмоционального интеллекта для нас крайне важна, поэтому мы регулярно проводим для вас встречи с практическими психологами.

Презентовать серию книг о смельчаках (про відчайдухів) «Майстерня емоцій» мы пригласили украинскую экспертку в вопросах эмоционального интеллекта, «Веру Романову». Практические аспекты ее презентации легли в основу этой статьи.

Дети – не их родители

Нам свойственно относится к детям, как к собственному продолжению и считать, что мы все о них знаем. Но это не так! Осознать субъектность малыша, сделать интересные открытия о нем и о себе помогут два несложных упражнения.

«Маленький инопланетянин» Упражнение 1

Шаг 1

Задача – понаблюдать за ребенком в течение 10 минут. В это время он может заниматься чем угодно: от лежания на диване или чтения до прогулки на свежем воздухе или мытья посуды – главное, чтобы не гаджетами. Если ребенок достаточно взрослый, попросите разрешения побыть немного рядом.

Шаг 2

Следующие 10 минут вы не мама или папа, а исследователь и наблюдатель. Ваш сын или дочь – не ваш ребенок, а неизвестное существо, которое до сегодняшнего дня не встречалось ни одному человеку. На вас возложена важная миссия – понять интересы этого существа, чтобы приручить его.

Сосредоточьтесь на том, что и как существо делает, куда ведет его природное любопытство. Не оценивайте, не анализируйте, только наблюдайте. Взрослого ребенка в конце можно расспросить, что его заинтересовало, удивило, зацепило в течение этого времени, на что он обратил внимание.

Шаг 3

Как можно точнее запишите все, что успели заметить. Особое внимание уделите тому, чего раньше не замечали. Что нового вы узнали о своем ребенке?

«Где он этого набрался?!» Упражнение 2

Запишите на камеру любое свое взаимодействие с ребенком. Предварительно установите телефон в машине, гостиной или на кухне – там, где вам предстоит провести некоторое время с ребенком. Можно ограничиться диктофонной записью, но в этом случае информации для анализа будет меньше. Чем дольше будет ваша запись, тем интереснее будет с ней работать.

Просмотрите записанный материал и запишите все мысли, которые придут вам в голову.

Роль родителей в формировании эмоций у детей

Эмоции представляют собой привычный способ реагировать на те или иные события. Другими словами, эмоции – это привычки.

Родители влияют на их формирование, а именно – на три аспекта эмоциональных реакций ребенка:

  • на ситуации, вызывающие эмоциональную реакцию;
  • интенсивность переживаний;
  • длительность эмоционального состояния.

Одобрение – инструмент, с помощью которого можно закрепить у ребенка желаемую реакцию, а прерывание – способ избежать закрепления.

Одобрение – это проявление причастности, социального принятия, поддержки.

Прерывание – это переключение внимания ребенка с негативной эмоции в стрессовой ситуации.

Дети вырастают уверенными в себе, когда уверены в своих взрослых, которые всегда рядом. В том числе для того, чтобы почитать вместе книгу. Особенно, если книга об уверенности в себе «Відчайдухи в пошуках скарбу» Эльсы Пунсет. В книге много упражнений и техник, чтобы сформировать адекватную самооценку ребенка. А еще она очень интересная.

 

Заботливые родители должны всегда быть готовыми помочь ребенку ассимилировать его переживания. Только когда ребенок будет четко понимать, что он чувствует в той или иной ситуации, ему станут понятны эмоции других людей.

Не стоит пытаться понять, что с ребенком происходит. Вместо постоянного анализа и оценки куда важнее оставаться внимательным до всех без исключения проявлений эмоций.

Детские эмоции и реакция родителей

Интерес

Не прерывайте, а подкрепляйте интерес ребенка. Если он направлен на потенциально опасные предметы, убирайте их туда, где ребенок не сможет дотянуться или переключайте внимание с них на что-то другое.

Подходите творчески к знакомству с опасностью. Не запрещайте и не пугайте, а предлагайте понять природу опасности в безопасной форме. Например, подержать палец в холодной воде, пока она нагревается на огне.

Страдание

Не наказывайте страдающего «без причины» ребенка, но и не утешайте его уж слишком. Успокойте расстроенного малыша и научите его навыкам преодоления страданий.

Агрессия

В ответ на агрессию продемонстрируйте спокойствие и удивление, а затем установите запрет на такое поведение и перейдите к вопросу, который решали до этого.

Если агрессия связана со страхом, узнайте, что ребенка пугает и работайте с первопричиной, а не с агрессией – ее следствием.

Исключите ситуации, в которых ребенок может подражать агрессивному поведению.

Подкрепляйте противоположные реакции – доброжелательность, уважительность и так далее. Агрессивные эпизоды оценивайте, как нечто некрасивое и отвратительное.

Страх

Не стоит слишком серьезно относиться к страхам ребенка, но и игнорировать их тоже не нужно. Проявите внимательность, но четко и уверенно определите свою позицию: «Нам ничего не угрожает».

Никогда не пугайте ребенка полицейскими, бабайкой или другими подобными персонажами. Ребенок вряд ли поймет суть угрозы, но она может стать основанием для формирования настоящей фобии.

Первая книга о смельчаках посвящена умению преодолевать страх. «Як відчайдухи стрибали з висоти» Эльсы Пунсет – увлекательная история о ночном приключении. В ней описаны лайфхаки, которые помогут малышам преодолеть страх. В конце книги родители найдут полезные рекомендации и интересные упражнения, которые можно и нужно выполнять вместе с малышами.

 

Любая совместная с ребенком работа над его эмоциями – важный вклад в развитие эмоционального интеллекта. Что это означает для будущего? Взрослые с высоким уровнем эмоционального развития не зависят от обстоятельств и мнения других людей, поскольку умеют выдерживать эмоции, которые при этом возникают, не подавляя их.