Порой «милые ангелы» все делают будто назло – портят вещи, делают исключительно то, что их просят не делать, мешают общаться с другими, на любую просьбу отвечают отказом…

Родителей в «плохом» поведении детей больше всего сбивает с толку неспособность понять причину и переломить ситуацию. Поэтому взрослые часто реагируют импульсивно, о чем позже жалеют, ведь кратковременный успех позже оказывается проигрышем, ведь подрывает доверие. Ребенка можно силой заставить, но достучаться до него так не получится.

Почему же дети ведут себя плохо? И как эффективно менять их поведение, не разрушая доверия к себе?

Система переориентации поведения Кэтрин Кволс

Кэтрин Кволс – американский психолог, написавшая известную книгу «Радость воспитания или как воспитывать детей без наказания». Она посвящена системе австро-американского психиатра, психолога и педагога, Рудольфа Дрейкурса. Он был учеником Альфреда Адлера и разработал прикладную систему воспитания детей на основе адлеровской теории индивидуальной психологии.

Кэтрин Кволс годами успешно практиковала систему Рудольфа Дрейкурса, обучая по ней сотни родителей в малых группах. Позже она написала книгу, чтобы иметь возможность повлиять на тысячи семей по всему миру.

Главное преимущество этой системы в изложении Кэтрин Кволс – в ее чрезвычайной практичности. Авторка рассказывает о четырех целях, которыми руководятся в своем плохом поведении дети. Каждую цель можно изменить (переориентировать), используя действенные техники, влияющие на поведение, но не задевающие достоинство детей.

4 ошибочных цели плохого поведения

«Почему они так себя ведут?!» – выкрикивают иногда в отчаянии родители. Кэтрин Кволс дает исчерпывающий ответ. Любой факт «плохого» – разрушительного, непонятного, навязчивого, неприемлемого поведения ребенка является попыткой достичь одной из четырех целей.

4 цели плохого поведения:

  • привлечь внимание;
  • повлиять (победить в борьбе);
  • отомстить;
  • избежать действовать.

Ребенок плохо себя ведет? Для начала нужно определить, почему. При этом можно оценивать не только малыша, но и себя, ведь каждый и четырех типов плохого поведения вызывает у родителей определенные чувства.

Ошибочные цели и эмоции родителей

Ошибочная цельЧто ребенок пытается сказатьЧувства взрослого
Привлечь вниманиеБыть любимым, значит пользоваться вниманием. Со мною будут считаться лишь тогда, когда заметят или попросят что-то сделать.Раздражение
Повлиять – победитьСо мною будут считаться лишь тогда, когда я смогу на кого-то влиять. Вы сделаете, как я хочу. Вы не сможете мною пренебрегать.Возмущение, потребность применить власть, заставить сделать по-своему
ОтомститьПусть они меня не любят и я беспомощен, но они будут со мной считаться, когда отомщуОбида, злость, «как она/он могли так со мной поступить?!»
Избежать действоватьЯ ничего не способен сделать как следует, даже пытаться не буду. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое.Отчаяние, растерянность, жалость

Определив цель плохого поведения, его можно менять. Это действие Кэтрин Кволс назвала переориентацией – изменением способа удовлетворить свои нужды.

Переориентация целей поведения

Вместо того, чтобы влиять непосредственно на поведение, Кволс предлагает опосредовано влиять на его цели.

Прежде всего родители должны определить собственную цель, чтобы руководиться ею, а не эмоциями, которые вызывает поведение ребенка.

Таблиця целей переориентации поведения

Ошибочная цельЧто ребенок пытается сказатьЧему должны научить родители
Привлечь вниманиеБыть любимым, значит пользоваться вниманием. Со мною будут считаться лишь тогда, когда заметят или попросят что-то сделать.Привлекать внимание приемлемыми способами
Повлиять – победитьСо мною будут считаться лишь тогда, когда я смогу на кого-то влиять. Вы сделаете, как я хочу. Вы не сможете мною пренебрегать.Добиваться желаемого так, чтобы все стороны конфликта остались в выигрыше
ОтомститьПусть они меня не любят и я беспомощен, но они будут со мной считаться, когда отомщуДостойно сдерживать обиду, не вымещая зло на других
Избежать действоватьЯ ничего не способен сделать как следует, даже пытаться не буду. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое.Доводить дело до конца, преодолевать трудности, понимать свои истинные возможности

Согласно Дрейкурсу и Кволс, родители должны сделать все возможное, чтобы помочь ребенку сохранить чувство собственного достоинства. Любые действия и техники должны работать на эту цель.

Все стратегии переориентации поведения состоят из четких конкретных шагов, которые нужно последовательно делать раз за разом, пока новое поведение ребенка не закрепится.

Переориентация поведения и эмоциональный интеллект

Переориентация поведения – это частный случай развития эмоционального интеллекта, поскольку учит детей управлять своими эмоциями, а не идти у них на поводу. Система развивает эмоциональный интеллект даже у взрослых людей, ведь становиться в паре «родитель-ребенок» взрослым – значит перейти на качественно новый уровень самосознания.

Развитие эмоционального интеллекта – одно из направлений деятельности издательства «Каламар». Важный критерий выбора книг в наш издательский портфель – способствует ли каждая из них развитию эмоциональной сферы.

Ребенок сможет управлять собственным поведением, когда будет понимать свои эмоции – узнает их названия, научится отслеживать их в себе и других людях. Этому дети непроизвольно учатся с помощью чудесной серии о Монстрике, которую создала испанская арт-терапевтка Анна Льенас.

 

Во второй части статьи мы рассмотрим все способы изменить непродуктивное поведение детей на продуктивное. Уверены, что эта система способна изменить отношения в семье и воспитать уравновешенных, счастливых детей.