Трудно переоценить украинские сказки. Как и прежде, они играют огромную роль в становлении будущей личности – это не раз отмечалось психологами. Через мудрость поколений, которая накапливалась – без преувеличения – веками, они имеют большую силу: развивающую и, безусловно, поучительную.

С ранних лет через сказку ребенок учится мыслить, понимать, где зло, а где – добро. Какими бы банальными ни казались истины, которые провозглашаются в сказке, они оказывают огромное влияние на ребенка и его сознание. Ведь недаром говорят о воспитании сказкой.

Навигация по статье:

Почему следует читать с детьми?

Современные сказки, как и было сказано, – неисчерпаемый источник мудрости и воспитания. Не секрет, что дети с трудом воспринимают долгие наставления и нравоучения взрослых. Именно поэтому сказка – прекрасный способ подать важную информацию в игровой форме. Двигаясь по ходу сюжета, мы сразу объясняем ребенку, почему тот или иной поступок – хороший, а тот – плохой, заглядываем в самую суть вещей, так сказать.

Поэтому, немного подробнее: почему следует читать вместе с детьми?

  1. С помощью сказки мы ненавязчиво поучаем. Помните, что дети имеют образное мышление, поэтому им проще представить ситуацию, где главными героями выступают сказочные персонажи. Важная жизненная информация усвоится лучше на примере тех же классических Лисички и Журавля, которые являются олицетворением хитрости и смекалки соответственно. Такие произведения помогают смоделировать правильное поведение ребенка.
  2. Сказки играют большую роль в формировании положительных качеств. Обычно в украинских (и не только) сказках выводится противостояние – добра и зла, храбрости и трусости, трудолюбия и праздности, щедрости и скупости и т.д. Именно благодаря охвату таких противопоставлений дети учатся различать хорошее и плохое, сочувствовать героям, переживать за них. Понимание того, что добро победит помогает ребенку спокойнее воспринимать жизненные неурядицы, понимая, что они – не навсегда.
  3. Сказки помогают выявить психологические проблемы. Возраст, в котором дети начинают знакомиться со сказками, еще достаточно нежный, поэтому четкого разграничения между темным и светлым ребенок еще не видит. Прислушайтесь к нему, к тому, каких героев он поддерживает. Обязательно обсуждайте прочитанное, а не отмахивайтесь от вопросов, подробно расскажите причины тех или иных действий персонажа.

Сказкотерапия

2 2 1024x683

Один из эффективных методов работы с детьми младшего школьного возраста, которые испытывают определенные трудности (поведенческие или эмоциональные) – сказкотерапия.

Основной ее принцип – целостное и гармоничное развитие личности. Современные сказки, пользуясь методами такой терапии, помогают преодолевать:

  • высокий уровень тревожности;
  • страхи;
  • агрессию.

Кроме того, она помогает адаптироваться ребенку в коллективе.

Собственно, суть этого метода заключается именно в том, что сказка объясняет, что хорошо, а что – плохо. Если говорить о терапии, то для конкретных кейсов придумывают специальный рассказ, главный герой которого тем или иным образом похож на ребенка.

Как составить терапевтическую сказку?

  • Начните с определения проблемы
  • Продумайте пути, с помощью которых проблема может быть решена
  • Наделите главного героя чертами или комплексами, которых следует избавиться
  • Продумайте сюжет так, чтобы герой на протяжении развития событий лишился этих комплексов.

Какие сказки почитать?

3 1 1024x683

Выбирая, какую украинскую сказку почитать своему ребенку, опирайтесь, в первую очередь, на то, сколько ему лет.

Так, первые сказки для самых маленьких (от 1 до 3 лет) должны быть простыми и короткими. Самое главное – их содержание должно быть понятным. Лучше всего для этого возраста подойдут «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».

На сайте издательства «Каламар» в разделе «Для самых маленьких» вы найдете примеры сказок на украинском, которые подойдут вашим деткам.

Так, сказка Оксаны Кротюк «Чорне море і Синій кит» рассчитана на аудиторию от 0 до 3 лет. В непринужденной форме речь здесь идет о приключениях Синего кита, которые описаны с легким юмором и ориентированы на маленького читателя.

Дети в возрасте 3-4 лет оценят хорошо иллюстрированные издания, которые имеют сюжет несколько посложнее. В этом случае родителям помогут сказки украинских писателей (Иван Франко, Юрий Ярмыш, Елена Петровна и т.д.).

Для среднего дошкольного возраста прекрасно подойдут сказки, где главный герой чем-то похож на ребенка. Кроме того, именно в этом возрасте у детей формируется отношение к окружающей среде. Нередко эти процессы сопровождаются появлением страхов. Поэтому, выбирая сказку, учитывайте это.

Советуем обратить внимание на сказку «Дюймовочка» Ганса Кристиана Андерсена. Ее можно приобрести на сайте издательства «Каламар» – доставка осуществляется в любой уголок Украины.

Будучи прекрасно иллюстрированной, сказка утверждает: добро и любовь обязательно победят.

Кстати, переводчица Галина Кирпа является одной из лучших переводчииц детской литературы мира.

Дети школьного возраста уже готовы к более сложным и насыщенным сюжетам. Они уже способны погрузиться в сюжет, а также считать эмоциональный подтекст сказки, заложенный автором.

При выборе литературы для детей этого возраста советуем ознакомиться с произведениями Шарля Перро, братьев Гримм, Ганса Кристиана Андерсена.

Однако родителям следует учитывать, что в определенных сказках Шарля Перро и братьев Гримм в частности присутствуют сцены жестокости. Если вы считаете, что вашему ребенку еще рано знакомиться с ними, остановите свой выбор на чем-то другом.