Разделение эмоций на «положительные» и «отрицательные» весьма условно. Для полноценного развития ребенок должен переживать весь спектр внутренних состояний. «Отрицательны» не сами эмоции, а застревание в них.

Задача заботливых взрослых критически оценивать эмоциональное состояние ребенка, чтобы отличать нормальную эмоциональность от проблемы.

Родителям не стоит бояться детских эмоций, ведь малыш только учится с ними управляться. Быть несдержанным, гневаться или грустить для него нормально. Кроха расстроился и плачет? В большинстве случаев стоит, как говорят психологи, дать ему «побыть с этим».

Научиться выдерживать детские слезы – одна из ключевых задач родителей.

В каких случаях эмоции ребенка должны насторожить? Как не пропустить депрессию у ребенка? Можно ли ее предотвратить?

Возможна ли депрессия у маленького ребенка?

Увы, но депрессия у детей младше 12-ти лет, даже у пятилеток – научно доказанный факт. Однако симптомы ее разительно отличаются от взрослых, поэтому родители и старшие родственники склонны принимать депрессию за «невоспитанность», «лень», «глупости», «манипуляции» и даже «снова он выпендривается».

Чем младше ребенок в депрессии, тем менее депрессивным он выглядит. По этой причине детскую депрессию легко спутать с нарушениями поведения при других расстройствах, например, синдроме дефицита внимания.

Что должно насторожить родителей в состоянии ребенка?

  • резкая смена поведения;
  • подавленность или любые другие «неадекватные» эмоции или поведение (ребенок перестал есть или начал переедать, стал раздражительным, плаксивым, потерял интерес к любимым занятиям или людям, появилась тревожность, злость, чувство вины или нехорошие предчувствия) в течение большей части дня на протяжении двух недель;
  • суицидальные мысли, которые у детей выражаются не прямо, а «хочу, чтобы все закончилось», «лучше бы меня не было» и в других подобных фразах.;

Крайне редко депрессия у детей бывает единственным психическим расстройством. Обычно в анамнезе присутствует минимум еще одно, а то и несколько нарушений: синдром дефицита внимания, тревожное или обсессивно-компульсивное расстройство.

Причины депрессии у ребенка

Основная предпосылка тяжелых эмоциональных состояний в детском возрасте – насилие. В семье или детском коллективе, непосредственно по отношению к ребенку или к кому-то из его близких.

Вторая распространенная причина – депрессия или другое психическое расстройство у кого-то из родителей или опекунов.

Дополнительные факторы риска:

  • склонность зацикливаться на проблемах, видеть их более сложными, чем они являются;
  • хронические заболевания;
  • неумение управлять своими эмоциями;
  • неблагоприятные события (развод, переезд, смерть).

Развитый эмоциональный интеллект – профилактика депрессии

Волнуетесь за ребенка? Прежде всего, стоит вспомнить, что депрессии у детей случается не так часто – и выдохнуть. В самом худшем случае это состояние излечимо под контролем квалифицированного психиатра или психотерапевта с медицинским образованием.

И все же детский внутренний мир чрезвычайно хрупок. Развитый эмоциональный интеллект ребенка существенно снижает вероятность депрессии, и вот почему.

Причина № 1

Один из ключевых навыков эмоционального интеллекта – способность понимать собственные чувства и эмоции в тот или иной момент. Это дает возможность в неблагоприятных ситуациях выбирать среди нескольких вариантов поведения, а не тонуть в собственных эмоциональных реакциях.

Причина № 2

Второй навык вытекает из первого. Умение контролировать свои эмоции позволяет не «проваливаться» в эмоциональную яму и не зацикливаться на переживаниях.

Причина № 3

У людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше развиты навыки общения, следовательно, больше социальных связей. Это позволяет получить эмоциональную поддержку во время сложных жизненных ситуаций, не допуская развития депрессии.

Условия развития эмоционального интеллекта

Существуют различные упражнения и пособия, с помощью которых взрослые могут самостоятельно развивать эмоциональную сферу детей в интересных и увлекательных занятиях. Однако развитие возможно только при соблюдении двух условий.

Условие 1: доверительные отношения с взрослым.

Условие 2: благополучное эмоциональное состояние ребенка. Если малыш в апатии или наоборот, чересчур возбужден, развивающие занятия не приведут к желаемой цели.

Если не соблюдено первое условие (мама срывается на ребенка, кричит или поднимает руку), взрослому необходимо обратиться за помощью к квалифицированному психотерапевту. Если не хватает второго условия – в зависимости от тяжести ситуации можно или обратиться к детскому психотерапевту или нормализовать психоэмоциональное состояние малыша самостоятельно.

Прежде всего оцените, достаточно ли ребенок спит, не голодает ли, ведь недостаток сна и питания (килокалорий и ценных веществ) влияет на эмоциональное состояние.

Можно использовать влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка. Экспериментируйте, как влияют на вашего малыша веселые песенки, спокойная музыка, звуки природы, пение китов?

Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью книги «Монстрик та його кольори»

Каталонская иллюстраторка и детская писательница Анна Льенас создала потрясающую серию книг про Монстрика. Первая из них «Монстрик та його кольори» – это база, которая знакомит детей с основными эмоциями и учит отслеживать свое внутреннее состояние.

В этом увлекательном процессе ребенок сначала начнет понимать, что чувствует он сам, а затем делать обоснованные предположения об эмоциях других людей.

Будучи профессиональным арт-терапевтом, Анна Льенас отлично понимает влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста. Это позволило ей грамотно выстроить процесс овладения эмоциями:

  1. Книги серии не перегружены цветами, что позволяет сосредоточиться на главной теме, не отвлекаясь на второстепенные раздражители.
  2. Основные человеческие эмоции соотносятся с определенными цветами (гнев – красный, печаль – синий, радость – желтый и т.д.)
  3. Дополнение к книге – раскраска. Она на практике закрепляет знания об эмоциях, соотнося их с внутренним состоянием. На ее страницах много эмоциональных ситуаций, в которых ребенок ставит себя на место Монстрика и определяет его, а заодно и свои эмоции.

Кстати, ставить себя на место другого – эффективное упражнение на преодоления детского эгоцентризма, но это совсем другая история.

Пусть Ваши дети растут эмоционально зрелыми и защищенными от депрессии в детстве и взрослом возрасте!