Детский сад – испытание не из простых для детей и для их родителей. Сколько ни готовься к этому чрезвычайно ответственному шагу, первые дни в саду сопряжены со стрессом. Как облегчить непростой период для малыша и правильно настроиться самим?

Ведем ребенка в садик

Садик – это хорошо или плохо? Кто-то считает его необходимым условием полноценного развития и социализации ребенка. Для других детский сад – зло, лишающее индивудуальности. Истина как всегда где-то посредине.

Может ли ребенок полноценно развиваться без садика? Конечно. Мешает ли садик всестороннему развитию личности? Не мешает. Но есть одно «но». Если ребенок может прекрасно развиваться и социализоваться в семье, в развивающих студиях, даже в песочнице во дворе, то родителям сложно работать и решать множество повседневных задач с ребенком на руках.

Ребенок в садике не делает родителей плохими, главное, ответственно подойти к выбору садика. Выбрав заведение с благополучной обстановкой и добрыми воспитателями, можно говорить об адаптации.

В общем сроки адаптации детей к учебному заведению составляют:

  • в яслях (2 – 3 года) – от 7 до 10 дней;
  • 3 – 4 года – от 2 до 3 недель;
  • в младшем школьном возрасте (4 – 5 лет) – около 1 месяца.
kindergarten 2204239 1280

Когда отдавать ребенка в сад? Когда у вас назрела такая необходимость. Считается, что 2,5 – 3 года – самый подходящий возраст для сепарации с мамой. Если в семье все хорошо, ребенок доверяет родителям, то именно в этом возрасте ему проще всего понемногу начать отпускать маму. Однако, при условии доброжелательной обстановки в саду и хороших отношений в семье, ребенок в любом возрасте успешно адаптируется к новым условиям жизни.

Первый день в детском саду – как подготовиться?

Давайте поговорим о том, как вместе с ребенком пережить первый день в детском саду и как заранее подготовить к этому его и себя.

За несколько недель

Ребенку будет тем проще освоиться в саду, чем больше контактов с ровесниками у него было до сих пор. Поэтому, планируя отдавать ребенка в сад, постарайтесь расширить его круг общения – найдите группу для совместных прогулок или игр на площадке, приглашайте к себе домой соседских детей. После этого ребенку будет проще взаимодействовать с ровесниками в группе.

Попросите воспитателей провести экскурсию для ребенка, пройдитесь вместе по коридорам, погуляйте на детской площадке. Будет здорово, если ребенок сможет поиграть со своими будущими товарищами еще до дня X.

Если такой возможности нет, просто погуляйте с малышом вокруг садика, покажите ему площадки, где дети гуляют, объясните, что и как там устроено. Подумайте, как в ваших условиях (настроя руководства вашего садика, воспитателей, карантинных ограничений и других обстоятельств) дать ребенку как можно более полное представление о том, что его ждет. Все это поможет ему увереннее чувствовать себя без вас.

Узнайте распорядок дня в детском саду и заранее перестройте под него свой домашний быт. Например, если ребенок не спит дома, заведите традицию во время дневного сна в садике некоторое время отдохнуть в кровати.

За несколько дней

Заранее проговорите с малышом основные страхи, скажем: «Бывает так, что дети в садике скучают по маме и папе. Мама и папа тоже по ним скучают, но в саду ты будешь очень занят, и это поможет развеять грусть».

Говорите с ребенком о садике в позитивном тоне, но не переусердствуйте с оптимизмом.

Первый день в яслях

Позвольте ребенку самостоятельно принимать решения. Пусть он выберет одежду для первого дня в садике. Договоритесь с воспитателем, что малышу разрешат принести с собой игрушку, и пусть он сам ее выберет.

В саду не спешите уходить, помогите ребенку освоиться, разложите с ним вещи, скажите, что уйдете, когда он или она почувствует себя увереннее и будет готов поиграть с другими детьми. Не уходите тайком, обязательно прощайтесь, чтобы не оставлять малыша с чувством предательства. При этом, уходя, будьте решительны, твердо сажите, что скоро вернетесь, не сомневайтесь в своем решении, чтобы ребенок не начал сомневаться тоже.

Придумайте ритуал прощания, например, поцелуй в ладошку, которую малыш сможет прижать к щеке, если вдруг начнет скучать, чтобы вспомнить, что мама его очень любит.

Вполне возможно, что в самые первые дни, когда вы будете оставлять ребенка в саду только на несколько часов, малыш будет спокойно идти к воспитателям, но позже может начать плакать в преддверии разлуки. Несмотря на все советы, ориентируйтесь на своего ребенка и его характер. Некоторые дети плачут, огорчаясь из-за разлуки, но сразу же успокаиваются, когда мама уходит. В этом случае долгие проводы действительно – лишние слезы.

Узнавайте у воспитателя, как ваш малыш. Реакция педагогов на вас и ваши просьбы также станет маркером их манеры общения с детьми, готовности прислушиваться к ним и их тревогам.

child 3569431 1920 1024x682

Понимание своего внутреннего мира – один из аспектов эмоционального интеллекта. Его можно развивать с помощью специальных книг, которые не только интересны, но и помогают малышу разобраться с переживаниями. У издательства «Каламар» есть чудесная серия испанской арт-терапевтки Анны Льенас об обаятельном герое, Монстрике.

Малыш познакомится с пятью основными эмоциями и их действии. В книге немного текста, основной посыл доносят красноречивые иллюстрации из жизни главного героя. Вот ему грустно, а вот весело. А какого цвета это «грустно»? А «весело»?

Параллельно с эмоциями дети повторяют цвета: «радость» желтого цвета, ведь «мерцает, как звезды, сияет, как солнце».

Иногда мы не понимаем, что именно чувствуем. Что делать в таком случае? У Монстрика есть замечательная подружка, которая вовремя подскажет, что чувства надо разделить и разложить по баночкам.

В серию также входит книга «Монстрик іде до школи», которая творит чудеса с детьми, которые собираются в детский сад. Да-да, вы все правильно прочитали. В Испании начальная школа очень похожа на наш детский сад, так что можно смело заменить слово «школа» и наблюдать, как книга уменьшает стресс ребенка и помогает ему навести порядок в собственных ощущениях.

В серию входит раскраска, которая поможет применить на практике новые знания об эмоциях и придать материальную форму внутренним ощущениям.

Садик становится стрессом для детей и родителей, но это полезный стресс, который может заложить основы его самостоятельности. Все зависит от подготовки и специалистов «на своем месте». Если время идет, а ребенок не адаптируется, возможно одно из двух: вашему малышу пока что рано и нужно рассмотреть другие варианты или в саду что-то не так и его следует поменять.