Чтобы ребенок научился преодолевать трудности, ему нужно этому научиться. Через непростые переживания легче проходить вместе с заботливым взрослым. Так малыши постепенно научатся опираться на себя и даже поддерживать других.

Что мешает взрослым помочь ребенку с его проблемами?

Семейные роли четко распределены: дети – это дети, а родители – взрослые. Несмотря на всю очевидность, это очень важная истина, ведь помочь детям преодолевать препятствия – непосредственная обязанность взрослых. «Пусть сам учится решать свои проблемы – будет самостоятельней» – плохая и даже опасная стратегия.

Оставить подрастающую личность наедине с трудностями – это не ответ на вопрос, как научить ребенка самостоятельности, а путь к неуверенности и даже депрессии.

Родителям мешают быть эффективной поддержкой для своих детей в трудностях две ошибочные мысли:

  1. Детские проблемы – несущественные мелочи.

Проблема – все то, что беспокоит или волнует. Какой бы несерьезной она ни казалась с позиции взрослого взгляда на жизнь и опыта, если малыш обеспокоен – он нуждается в помощи.

  • Беспомощность взрослых.

Порой дети сталкиваются со слишком серьезными проблемами, которые пугают взрослых. Тогда проще сделать вид, что проблемы не существует или она преувеличена, а ребенок должен сам учиться решать свои проблемы. Такими сложными могут быть проблемы решения конфликтов в школе, булинга и так далее.

Разумеется, не стоит брать на себя всю ответственность за жизнь ребенка, ведь тогда у него не будет возможности развивать самостоятельность. Зато помочь, поддержать, научить выбирать лучшую стратегию – необходимо.

5 этапов решения проблемы

С помощью пятиэтапной стратегии можно справиться с любыми трудностями. На каждом из них взрослый задает направление, а ребенок принимает активное участие в реализации. Взрослый при этом дает не рыбу, а учит ее ловить, делая инвестицию в будущий сильный характер.

Шаг 1 – определяем проблему

Этот этап кажется очевидным, но нет. Решив добиться максимально четкой формулировки проблемы, можно достичь двух целей:

  1. Дети научатся точно высказывать мысль и определять суть ситуации. Как научить ребенка высказывать свои мысли? Спрашивать и внимательно слушать.
  2. Взрослые могут удивиться, когда окажется, что первые поспешные выводы о ситуации или проблеме оказались неверными.

Шаг 2 – поиск максимально возможного количества вариантов решения

Чем больше идей предложит ребенок, тем лучше, даже если они очевидно неудачные и неэффективные – их необходимо серьезно рассмотреть.

Если ребенок не может ничего придумать, задавайте наводящие вопросы:

  • Как бы поступил в этой ситуации (герой, другой важный для ребенка человек)?
  • Вспомни, что ты делал(а), когда подобное случалось прежде?
  • Что бы ты посоветовал другу (подруге) в такой ситуации?

Если и это не помогает – значит пришло время подсказок.

Например: Я знаю человека с подобной проблемой и он… Как думаешь, ты бы мог сделать что-то подобное?

Родителей часто интересует, как научить ребенка самостоятельно учиться? Мозговые штурмы задействуют все резервы мышления ребенка, ведь обучение – это не только школа и учебники.

Шаг 3 – анализ развития при каждом варианте, определение стратегии

Подробно обсудите каждый вариант, даже если вам, как взрослому, он кажется глупым. Расспрашивайте: что произойдет, если так поступить? Каким может быть результат? Как ты будешь себя чувствовать, если так сделаешь?

Пусть ребенок проранжирует все варианты, присвоив им оценку от 0 до 10, где 0 – плохая стратегия, 5 – хорошая, 10 – отличный вариант.

Старайтесь не озвучивать собственное мнение и даже не подталкивать в сторону «правильного» варианта, ведь наша цель – научить ребенка решать свои проблемы, дать ему почувствовать себя увереннее.

Шаг 4 – принятие решения и действия

Когда ребенок выберет единственный вариант, убедитесь, что у него есть все необходимое для его воплощения. Помогите в реализации, возможно, понадобится привлечь родственников или друзей.

Предложите ребенку потренироваться, возможно, разыграйте ситуацию по ролям – это весьма действенная стратегия, когда нужно решить конфликт в школе или другом коллективе.

Шаг 5 – оценка успеха, поиск другого варианта, если не сработал предыдущий

Попробовав, ребенок получил бесценный опыт, даже если проблема осталась. Интегрировать, то есть присвоить новое, можно, подробно обсудив случившееся. Это чрезвычайно важно.

Можно спросить ребенка:

  • Что произошло?
  • Как ты справился с ситуацией?
  • Ты справился лучше, чем ожидал?
  • У тебя получилось повлиять на ситуацию?
  • Чему ты научился, реализовав свое решение? (вот почему решение должно быть ребенка, а не вашим)

Если проблема осталась, помогите ребенку выбрать следующий вариант.

Вместе решая, как научить ребенка постоять за себя или справиться с любой другой проблемой, ваши отношения будут крепнуть. Правда, при одном условии. Если вы сможете придерживаться линии «не учить, не лечить» – только поддерживать и быть опорой там, где она необходима.

На помощь в разных проблемных ситуациях придут книги для развития эмоционального интеллекта, на которых специализируется издательство «Каламар». Одна из них – «Відчайдухи у пошуках скарбу» – вышла летом 2021 года.

Она поможет детям 5-8 лет справиться с тревожностью и приобрести уверенность в себе, которая ой как необходима в самых разных ситуациях.

 

«Відчайдухи у пошуках скарбу» для здоровой самооценки ребенка